Интервью

Россия – Турция: динамика взаимоотношений

Российско-Турецкий деловой совет, созданный в 1988 году, участвует в реализации множества торгово-экономических проектов разного уровня, действенно способствуя росту российско-турецких кооперационных связей.

О перспективных направлениях российско-турецкого сотрудничества рассказывает председатель совета, сенатор от Республики Ингушетия Ахмет Паланкоев.

– Каковы результаты торгово-экономического сотрудничества между Россией и Турцией в 2012 году?

– В январе – феврале российско-турецкий товарооборот составил 5,3 млрд долларов, прирост остановился на цифре 7,2% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Что же касается российского экспорта за тот же период, то он увеличился на 8,8% до 4,5 млрд долларов, в то время как импорт из Турции снизился на 0,9% и составил 0,8 млрд долларов.

В отечественном экспорте доминируют энергоносители, на которые приходится 72,4% общей стомости поставок, а также металлы и изделия из них. На первых местах турецкого импорта – машины, оборудование и транспортные средства, на которые приходится около 31%, а также продовольствие и текстиль.

Что касается особенностей взаимной торговли, то я бы отметил ее несбалансированность по объемам и по структуре. Дисбаланс в пользу российской стороны туркам в определенной степени удается компенсировать доходами от туризма, текстильной продукцией, денежными переводами и т. д.

Отмечу, что сегодня среди различных направлений торгово-экономических отношений между двумя странами наиболее динамично и продуктивно развивается инвестиционное сотрудничество. И если до недавних пор российские инвестиции направлялись главным образом в уставной капитал малых и средних предприятий сферы услуг, то в настоящее время установилась иная тенденция – идет расширение сотрудничества на рынке мобильной связи, топливно-энергетическом рынке, рынке черной металлургии и атомной энергетики.

– Какие проекты получили развитие в последнее время?

– Конечно, это совместный проект в рамках федеральной целевой программы ГЛОНАСС, связанный с навигационным оборудованием и IT-технологиями. И я хотел бы отдельно отметить роль Российско-Турецкого делового совета, который активно способствует развитию российско-турецких отношений в этом направлении, в частности, выходу НИС «ГЛОНАСС» на турецкий рынок.

Далее я бы отметил строительство российской стороной атомной электростанции «Аккую» в районе города Мерсин, выход компании «Яндекс» на турецкий рынок и запуск их поисковика для турецких пользователей, а также проект компании Mebe Сonstruction, которая планирует построить около 500 тыс. кв. м жилья в Химках.

– К каким российским регионам проявляют интерес турецкие компании?

– Им интересен практически каждый российский регион. Однако в последнее время резко возрос интерес турецкой стороны к югу России, особенно к Краснодарскому краю. Это связано не только с приближающейся Олимпиадой в Сочи. Их интересуют возможности аграрного рынка этого региона. Залог привлекательности этого региона, безусловно, также состоит в том, что он занимает выгодное экономико-географическое положение, обладает развитой инфраструктурой – автомагистралями, портами и железными дорогами федерального значения.

И, конечно же, Турцию привлекает Сибирь – как регион, в котором ведется строительство трубопроводных объектов и объектов нефтяной промышленности.

Если говорить о цифрах, то в общей сложности у нас работают около ста крупных турецких строительных компаний, которые возводят объекты в Москве и области, в Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкортостане, Свердловской, Владимирской, Ростовской областях и Краснодарском крае.

– Какие вопросы следует решить с двух сторон для активизации двусторонних отношений?

– Сегодня нам просто необходимо усовершенствовать работу российских таможенных постов, через которые проходит весь товаропоток из Турции. Уже давно пора внедрять информационные технологии, которые бы позволили ускорить контроль при перемещении товаров через российскую границу.

Также, думаю, было бы целесообразно организовывать как можно больше профильных мероприятий для российских и турецких бизнесменов. Но мероприятий актуальных, чтобы впоследствии они были действительно востребованы потенциальными участниками.

Помимо этого считаю необходимым придать большее значение роли некоммерческих организаций, способствующих развитию деловых связей и торгово-экономических отношений между Россией и Турцией. Надо постараться активизировать их работу, причем не только в федеральном центре, но и в регионах.

Татьяна Марканова,
ТПП-Информ